Пункт карэкцыйна-педагагічнай дапамогі ўстановы

Дата: 26 июля 2019 в 06:21, Обновлено 15 сентября в 18:20

Асноўнай мэтай дзейнасці пункта карэкцыйна-педагагічнай дапамогі (далей ПКПД) з'яўляецца арганізацыя і аказанне карэкцыйна-педагагічнай дапамогі дзецям, якія выпрабоўваюць значныя стойкія або часовыя цяжкасці ў засваенні вучэбнай адукацыйнай праграмы дашкольнай адукацыі.

  • вывучэнне асаблівасцяў псіха-фізічнага развіцця навучэнцаў з мэтай вызначэння аптымальных шляхоў аказання ім карэкцыйна-педагагічнай дапамогі;
  • фарміраванне агульных здольнасцяў да вучэння з мэтай выканання навучэнцамі патрабаванняў адукацыйных стандартаў дашкольнай адукацыі;
  • фарміраванне пазітыўнай матывацыі да вучэбнай дзейнасці, развіцце функцый самакантролю і адвольнай рэгуляцыі паводзін у навучэнцаў.

У склад ПКПД залічваюцца дзеці з адносна больш легкімі моўнымі парушэннямі, а менавіта:

  • фанетычныя парушэнні гаворкі (дислалия, стертая форма дызартрыі, парушэнне галасы, ринолалия)
  • фанетыка-фанематычнага недаразвіццем гаворкі (дислалия, дызартрыя, ринолалия);
  • нярэзкім выяўленае агульнае недаразвіцце прамовы: неосложненный варыянт агульнага недаразвіцця прамовы і ускладнены варыянт агульнага недаразвіцця гаворкі (пры дызартрыі і ринолалии);
  • парушэнні тэмпа – рытмічнай боку прамовы (заіканне легкай ступені, брадилалия, тахилалия).

Розныя варыянты агульнай недаразвіцця гаворкі пры наяўнасці II, III узроўняў маўленчага развіцця кваліфікуюцца як цяжкія парушэнні маўлення і з'яўляюцца паказаннем да прыему ў ПКПД у выключных выпадках, па рашэнні ПМПК ЦКРОиР. Дзеці з цяжкімі парушэннямі маўлення (маторная алалия, сенсарны алалия, сенсомоторная алалия, агульнае недаразвіцце прамовы I – III узроўняў) навучаюцца ў групах для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення, ўстановах спецыяльнай адукацыі або іншых установах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі.

Дзеці з парушэннямі псіхафізічнага развіцця праходзяць паглыбленае псіхолага – медыка – педагагічнае абследаванне ў дзяржаўным ЦКРОиР з мэтай удакладнення структуры, ступені цяжару парушэнні і вызначэння адэкватных умоў арганізацыі навучальнага працэсу (навучанне ў спецыяльным установе адукацыі, у спецыяльнай або інтэграванай групе).

Артикуляционная гимнастика

Изображение           Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Изображение Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

  Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.
  На страничках этого раздела вы найдете материал для проведения артикуляционной гимнастики. 

Развитие мелкой и общей моторики

Развитие мелкой моторики

ИзображениеС.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшения артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, четкой, громкой,эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.

С помощью пальчиков можно объяснить и показать все, что угодно: от игрушек и зверюшек до чисел и букв. А еще неугомонные пальчики - прекрасные артисты: немного тренировки, и они покажут настоящее театральное представление.

Развитие общей моторики

ИзображениеЧем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, необходимо  уделять большое внимание развитию общей моторики .

             Основные задачи физминутки:

- снятие усталости и напряжения;

- внесение эмоционального заряда;

- совершенствование общей моторики;

- выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Оздоровительные паузы – физминутки  проводятся  в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих коррекционные  занятия.

Используются различные виды физминуток:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

2.Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Динамические паузы по лексическим темам

Картотека физкультминуток

Онлайн-зарядки

Утренняя гимнастика с Серебряшкой 

Речевой материал для постановки и автоматизации звуков       

Этапы постановки звука

Постановка любого звука проводится в несколько этапов

1.Подготовительный

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.

2. Постановка звука

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

3. Автоматизация звука

Цель этапа – автоматизировать правильное произношение. Начинать работу придется с коротких слогов. Следующим этапом станут слова, словосочетания – и лишь затем предложения, от простых к сложным.

4. Дифференциация (проводится в случае замены звуков)

Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. 
Здесь вы найдете речевой материал для всех этапов работы по звукам С, Ш, З, Ж, Ц, Ч, К, В, Ф, Л, Р

Карточки для дифференциации звуков 

Чистоговорки и скороговорки 

 Что такое скороговорка?  

 Скороговорки (чистоговорки)  – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего, насыщенный одинаковыми звуками.                                        

  Для чего нужна скороговорка?

  Их роль как речевого материала в развитии детской речи чрезвычайно велика. Скороговорки способствуют улучшению дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, словно «с кашей во рту», помогают закрепить в речи появившиеся звуки, которые ребёнок раньше не выговаривал. Кроме того, знание скороговорок родного языка расширяет представление детей о своем языке, его истории, культуре и традициях.

Скороговорки и чистоговорки в силу своего небольшого объёма очень хорошо подходят для самостоятельных занятий с ребёнком дома.

Как работать со скороговоркой?
 Шаг 1

    Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро - критическое заблуждение! Сначала пусть ребенок проговорит скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге - правильно выучить скороговорку.

Шаг 2

   Когда ребенок сможет выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию.

Шаг 3

   Отработав движения губ, надо произнести текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые произносятся, должны быть тихими, но четкими! Шепот ребенка должен быть слышен и понятен. 

Шаг 4

   После того, как ребенок четко прошептал чистоговорку, настало время проговорить её вслух. Произносить надо медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!

Шаг 5

   Теперь, когда ребенок полностью выучил и проработал текст, можно произнести его с разной интонацией, в разных "стилях". Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Затем можете попробовать спеть фразу. 

  Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они будят фантазию ребенка, помогают проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.     Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесёт Вам и Вашему ребенку, радостные эмоции, а возможно    даже и  определённую пользу!  

Планы-конспекты для дошкольников:

Конспекты занятий для школьников

Конспекты групповых(подгрупповых) занятий для 1 класса (ОНР-3 ур.)

Анкеты для родителей

Для родителей

Памятки для родителей

​​Полезный материал

On-line тренажёры и On-line тесты

Для дошкольников

Для младших школьников

Библиотека

Теоритический материал

Практический материал

Полезные ссылки

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.